Каждый день происходит множество различных ДТП. Часть автомобилей, попавших в аварию, становятся поврежденным неликвидом, восстанавление которого может обойтись очень дорого. Что делать с битым автомобилем? Ответ очевиден - попытаться продать. Но перекупщики, скорее всего, предложат вам заниженную цену. А самому реализовывать — долго и муторно. Объективную стоимость без оценки эксперта ни за что не узнаешь. Идея продажи аварийных машин через аукцион пришла в Украину из Америки. Давайте разберемся, в чем заключается трехсторонняя выгода.

    — Я прожил в США около шести лет, плотно занимался автомобильным бизнесом на внутреннем рынке этой страны, — рассказывает учредитель интернет-аукциона по продаже аварийных машин Виталий Скребец. — Активно участвовал в аукционах Copart, IAAI (Insurance Auto Auctions) и многих других. Вы представьте — в Америке первый автомобильный аукцион состоялся в 1945 году в Пенсильвании. Проходил в конюшне. Из трех выставленных машин продали одну. Спустя более чем полвека объемы сделок стали колоссальными. В Украине аварийных автомобилей много и люди не знают, что с ними делать. В выигрыше только перекупщики, у которых специфическая манера общения, минимум обязательств и желание купить машину задешево. Они насытили эту сферу рынка и сейчас диктуют цены, которые совсем не рыночные.

 

 

    Нишу автомобильных аукционов занимает «срочный выкуп аварийных машин». В среднем автомобиль покупают не дороже, чем стоят по отдельности двигатель и трансмиссия. Бoльшую цену просто не дадут. Удалось их реализовать — значит, сделка отбилась. А стоимость остальных запчастей формирует сверхприбыль. Во время аукциона же цену машины определяют сами участники процесса. Конкуренция во время торгов определяет более справедливую стоимость.

 

 

Через БелАукцион - интернет-аукцион, открытый В Беларуси в 2014 году, прошло более 800 лотов, продано более 450 автомобилей.
 80% покупателей рассчитывают восстановить транспортное средство для себя. Пятая часть случаев покупки автомобилей - это постоянные участники торгов, которые планируют после ремонта продать легковушку.

    — Вот Volkswagen Polo Sedan 2012 года выпуска с пробегом в 60 тыс. километров, — снимает покрывало с кузова машины Виталий Скребец. — С одной стороны, вроде бы повреждения сильные. У официального дилера восстанавливать дорого. Но с другой — она ремонтопригодная, запчасти на рынке есть. Знающих людей этот вариант может заинтересовать.

 

 

    Во время интернет-аукциона, конечно, никто молоточком не взмахивает и ставки вслух не называет. Чтобы принять в нем участие, надо зарегистрироваться на сайте. Для этого потребуется прислать копию паспорта. «Столь сложная валидация — гарантия того, что участником торгов выступит реальный человек. Это позволяет исключить "левые" ставки.

    Подходим к еще одному автомобилю — Opel Vivaro с пробегом всего 5 тыс. километров, в заднюю часть которого врезался пьяный водитель. Поскольку машина была застрахована по системе автокаско, то ущерб выплатили, а страховая компания передала транспортное средство для реализации через аукцион.

 

 

    В основном автомобили поступают на продажу от страховых компаний, с которыми сотрудничают аукционисты. Это нормальная практика в США. Уверены, будь у нас более развита страховая сфера, аукционы аварийных машин появились бы давно. По-хорошему обычный человек не должен участвовать в продаже поврежденного автомобиля, ломать голову, что с ним делать и как вернуть хоть часть денег. Компенсацию выплачивают страховщики, они же занимаются и реализацией «железа».

 

 

    Обычный человек, впрочем, сюда тоже может сдать свою неликвидную машину. Для этого надо заключить договор комиссии. Потом составят акт приема-передачи, как на обычной СТО. Сделают подробную фотосессию всех повреждений, чтобы потенциальному покупателю не пришлось ехать на осмотр транспортного средства. Только после этого лот появляется на сайте и начинаются двухнедельные торги. В случае успешной сделки, продавца попросят уплатить комиссионный сбор в 1500 гривен.

    Низкая начальная цена за автомобиль - это своеобразная уловка, дань традиции американских аукционов. Продавец указывает свою минимальную стоимость, которая, как правило, выше. Она участникам торгов неизвестна, и в этом тоже есть смысл. Часто хозяева завышают цену, что может отпугнуть покупателей и сорвать аукцион.

    — Нередко по итогам двухнедельных торгов оказывается, что победитель аукциона предложил меньше той суммы, которую требует продавец, — рассказывает о возможном варианте развития событий Виталий Скребец. — Тогда мы связываемся с владельцем машины и спрашиваем, согласен ли он с этой стоимостью. Каждый второй клиент соглашается. Все-таки эту цену определил рынок, так какой смысл упорствовать. Остальные непроданные автомобили выставляются на повторные торги.

 

 

    Аукционисты делают акцент: им выгодно продать машину подороже, поскольку, по правилам, покупатель заплатит процент от окончательной стоимости автомобиля (10% — если транспортное средство продано дешевле $10 тыс. в эквиваленте, 7% — если дороже).

    Вообще, стоимость — самый сложный и болезненный вопрос. Ведь владелец, как правило, не специалист в оценке поврежденных машин. А аукцион выявляет реальную рыночную цену. Обычно при продаже битого автомобиля хозяева принимают две модели поведения: либо называют очень высокую стоимость и теряют время, либо продают слишком дешево и быстро. Торги же — хороший шанс найти золотую середину.

    — Много вопросов возникает о порядке проведения аукциона, идея которого взята с eBay. Для нас это несколько непривычно, — продолжает Виталий Скребец. — Например, участник торгов Иванов назначает стоимость машины в 50 000 гривен. А его соперник Сидоров — в 60 000. В этом случае система автоматически поднимет наверх ставку Сидорова, но высветится не 60 000, а 50 000 + 1 (минимальный шаг аукциона). Перебить ее Иванов сможет назначив цену, например, в 65 000. Тогда на экране появится 60 000 + 1 гривен.

    Самые оживленные торги проходят к окончанию двухнедельного аукциона. Буквально за секунды до финиша участники начинают активно перебивать цену и стоимость может значительно подняться.


Услуга автомобильного интернет-аукциона пока не так популярна, как в США. Завоевать доверие рынка — это дело времени. Декларируемый принцип прозрачности неминуемо привлечет продавцов и покупателей. А рынок определит объективную стоимость б/у автомобиля или аварийного неликвида и поможет одним избавиться от головной боли при продаже, а другим — дешево приобрести транспортное средство.


 


 
 
 

Добавить комментарий